Люди или машины?
Странное представление о том, что спрос на трудовые услуги любого типа совершенно не эластичен по зарплате, по-видимому, лежит в основе широко распространенного убеждения (или страха), что машины "уничтожают" рабочие места, поскольку они намного производительнее людей. Но что мы имеем в виду, когда говорим, что машины "производительнее" людей? Работодателей интересуют не просто физические или технические возможности, но соотношение предельной выручки и предельных затрат. Машина эффективнее человека и заменяет его только в том случае, если отношение предельной выручки от ее использования к предельным затратам на нее больше, чем то же самое соотношение для человека. Помимо всего прочего, это означает, что ставки заработной платы играют важную роль в определении скорости и направлений технологических изменений в экономике.
В последние годы в Соединенных Штатах автоматические лифты заменили лифтеров не просто благодаря техническим усовершенствованиям. Время, деньги и усилия были затрачены на разработку автоматических лифтов - и владельцы впоследствии установили их в своих зданиях - потому, что они подсчитали соотношение выгод и затрат, а не потому, что автоматические лифты были новые и блестящие. В каком-то ином обществе, где уровень заработной платы лифтеров (их альтернативная стоимость) достаточно низок, лифты, управляемые специально обученными лифтерами, по-прежнему могут быть более эффективными, чем автоматические.
Опасение, что в нашем или каком-то другом обществе может не остаться рабочих мест, - это опасение очень странного рода. В конечном счете работа - это трудность, которую нужно преодолевать. Общество, в котором не осталось работы для людей, почти преодолело состояние редкости, а это было бы поводом для радости, а не для опасений. Но мы вовсе не находимся в подобной счастливой ситуации. Технологические нововведения высвобождают трудовые ресурсы в одной области и позволяют использовать их в других областях. Автоматические лифты или лифты самообслуживания дали возможность людям, прежде занятым перевозкой пассажиров, делать что-то другое, вносить какой-то другой, дополнительный вклад в наше общее производство товаров и услуг.
Перемещение трудовых ресурсов в ответ на изменившиеся обстоятельства для некоторых людей действительно означает потерю богатства. Возраставший спрос на рабочую силу привлекал часть лифтеров на другие, более высокооплачиваемые работы, и поднимал заработную плату остальных. Автоматические лифты были в какой-то мере реакцией на такую ситуацию. Но после их внедрения некоторые лифтеры почувствовали, что их скорее выталкивают со старой работы, чем привлекают на новую. Их рабочие места исчезли, и пришлось соглашаться на менее выгодные предложения, а не уходить, как прежде, за лучшими возможностями. Такие люди столкнулись с потерей, по крайней мере временной, богатства. Их заставили взять на себя издержки поиска других занятий и не гарантировали, что новое место работы будет лучше старого. Сопротивление техническим изменениям и страх перед автоматизацией поэтому вполне понятны. Известны случаи, когда даже профессора колледжей резко отзывались о внедрении таких технических новшеств, как записанные на видеомагнитофон лекции или обучающие машины.