"Необратимые затраты" не имеют значения
Когда вы проходите через раздачу в столовой, берете порцию запеченного тунца и платите кассиру 1,90 долл., вы осуществляете затраты: теряете ценность всех тех возможностей, от которых вы отказались, израсходовав 1,90 долл. Но вот вы откусили первый кусок и неожиданно пожалели, что выбрали это блюдо. Каковы будут ваши затраты, если оставить тунца на тарелке?
Они не будут составлять 1,90 долл., или 1,80 долл., если предположить, что первый откушенный вами кусок тунца стоил 10 центов. Эти затраты уже принадлежат истории. Затраты, связанные с тем, чтобы оставить кусок тунца на тарелке, определяются ценностью всех тех возможностей, от которых придется отказаться, если вы поступите таким образом. Есть ли у вас собака, которая любит макароны с тунцом, сыром и томатным соусом? Если есть, то затраты, связанные с оставленным на тарелке тунцом, - это нереализованная возможность увидеть, как загорятся глаза вашей собаки и как она завиляет хвостом. От этой возможности вы отказываетесь, если не попросите дать вам пакетик для остатков еды (doggie bag).
Ценой, которую вы уже заплатили, экономисты не интересуются, называя ее необратимыми затратами (sunk cost). Необратимые затраты не влияют на экономические решения. Что прошло, то прошло.
Конечно, мы должны быть уверены в том, что затраты действительно необратимы, прежде чем делать вывод, что они не влияют на принятие решений. Если бы вы купили новый мотоцикл и сразу пожалели бы о своем решении, во что обошлось бы вам дальнейшее владение мотоциклом? Ясно, что вы вовсе не обязаны говорить: "Я сделал это, и это навсегда". Вы можете перепродать мотоцикл. Если вы этого не сделаете, то понесете затраты (упустите выгоды), равные его стоимости при перепродаже. Таким образом, подлинные необратимые затраты будут равны разнице между тем, что вы заплатили, и тем, что вы можете выручить при перепродаже. Эта часть ваших затрат уже не имеет значения. В рамках экономического мышления это вообще не затраты, т. к. они не связаны ни с какой возможностью выбора. Они могут служить источником горьких сожалений или наглядным уроком на тему об опасности импульсивных покупок, но они больше не являются затратами, в каком бы то ни было смысле относящимися к экономике сегодняшних решений.
И все же мы знаем, что люди не всегда рассуждают таким образом. Многие из тех, кто совершил подобную покупку, а потом пожалел о ней, склонны скорее оставить мотоцикл, чем продать его по цене, заметно ниже исходной. Они могут оправдывать свои действия, говоря: "Я не могу себе позволить понести такие потери". Но ведь потери-то налицо! Ошибка сделана, и полные потери возникли в тот самый момент, когда ее совершили. Если кто-то, тем не менее, предпочитает не продавать мотоцикл, то, скорее всего, он занимается самообманом. Многие убеждают себя, будто мотоцикл, обрастающий паутиной в гараже, имеет такую же ценность, что и деньги, которые заплатили, чтобы его туда поставить, и большую ценность, чем те возможности, которых лишается владелец, оставляя его там. Но единственные затраты, которые имеют теперь значение, - это те возможности, от которых приходится отказываться, если не продать мотоцикл.