Рынки ценополучателей и "оптимальное" размещение ресурсов (Resource Allocation)
Экономисты использовали неодобрительный термин "монополист" по отношению к тому, кого мы будем называть "ценоискателем", большей частью в связи с тем, что они стремились подчеркнуть различные последствия этих двух типов установления цен. Рынки, где все покупатели и продавцы являются ценополучателями, были удостоены одобрительного названия "конкурентные рынки". Мы хотим показать преимущества, которые они видели в рынках ценополучателей, не используя вводящего в заблуждение противопоставления монополии и конкуренции, которое ошибочно предполагает, что ценоискатели не сталкиваются с конкуренцией. Чтобы сделать это, мы будем использовать график на рис. 8А, где изображены кривые спроса и предложения маляров, занимающихся покраской домов в летний период в городе Пратт-Фолз.
Рисунок 8А. Кривые спроса и предложения работ по покраске домов в Пратт-Фолзе
Количество часов малярных работ, на которые будет предъявляться спрос и которые будут предлагаться, зависит от цены одного часа услуг по покраске дома. Поскольку мастерство людей в этой области значительно различается, мы упростим наше изложение, предположив, что каждый час услуг, отложенный по горизонтальной оси, представляет работу одного качества. Если почасовая выработка Фредди Фамблфингера составляет только 40% от выработки среднего пратт-фолзского маляра, то у него уйдет 2 1/2 часа, чтобы поставить "один час" блага, изображенного на графике. Бетси Брайтбраш, которая работает в три раза лучше среднего, поставляет "один час" покраски дома каждые 20 минут.