Некоторые экономисты утверждали, что степень,
10. Некоторые экономисты утверждали, что степень, в которой монополисты и олигополисты контролируют американскую экономику, можно оценить, рассматривая коэффициенты концентрации (concentration ratios) в различных отраслях. Эти коэффициенты, вычисляемые Бюро переписи (Bureau of the Census), отражают процент от общего объема продаж в различных отраслях, который приходится на 4 крупнейших, 8 крупнейших, 20 крупнейших, 50 крупнейших компаний в каждой отрасли. Ниже приводится таблица с коэффициентами для выбранных отраслей, вычисленными на основе данных промышленной переписи 1977 г. (the 1977 Census of Manufacturers), это самые свежие доступные данные.
а) Почему коэффициент концентрации в отрасли по производству двигателей и кузовов автомашин (motor vehicles and car bodies) - показатель, серьезно преувеличивающий рыночную власть американских производителей автомобилей?
б) Коэффициенты концентрации в отраслях "мясокомбинаты" и "жидкое молоко" сходны. Однако перевозить на далекие расстояния жидкое молоко гораздо дороже, чем переработанное мясо. О чем говорит это различие, если мы пытаемся сделать вывод о степени рыночной власти на основании отраслевого коэффициента концентрации?
Таблица 8А. Процент продаж, который приходится на крупные промышленные компании в США
Отрасль |
на 4 крупнейших |
на 8 крупнейших |
на 20 крупнейших |
на 50 крупнейших |
1. Нефтепереработка |
30% |
53% |
81% |
94% |
2. Производство двигателей и кузовов автомашин |
93 |
99 |
99+ |
99 + |
3. Доменные печи и заводы по производству стали |
45 |
65 |
84 |
95 |
4. Авиастроение |
59 |
81 |
99 |
99+ |
5. Мясокомбинаты |
19 |
37 |
49 |
62 |
6. Молоко |
18 |
28 |
43 |
60 |
7. Газеты |
19 |
31 |
45 |
62 |
8. Лесопильная |
17 |
23 |
36 |
49 |
9. Пластмассы и смолы |
22 |
37 |
60 |
87 |
10. Мыло и моющие средства |
59 |
71 |
82 |
89 |
в) Почему сходство коэффициентов концентрации в отраслях "газеты" и "мясокомбинаты", вероятно, не существенно?
г) Свидетельствуют ли возрастающие коэффициенты концентрации по таким отраслям, как лесопильная, производство пластмасс и мыла (8-я, 9-я и 10-я отрасли в списке), о соответственном росте рыночной власти? Каковы географические характеристики рынков древесины, пластмасс или мыла для определенного промышленного предприятия?